Рынок медицинского страхования
24 апреля 2014Проблемы здравоохранения приобрели в Украине масштабы национальной социальной катастрофы.
Периодически затеваемые в разных регионах эксперименты ввиду остаточного принципа бюджетного финансирования так и остались нереализованными планами.
Интерьвю с директором СО Ильичевское Юрием Петровичем Гришаном.
"-Юрий Петрович, Вы признанный специалист в области ДМС. Почему этот социально значимый вид страхования развивается недостаточными темпами?
=Причин несколько. Если проанализировать динамику рынка с 2005 года, то (кроме как в 2009-м, когда рынок по известным причинам несколько сузился) она была стабильно позитивной: росли и страховые платежи, и выплаты. Но уровень проникновения ДМС был и остается достаточно низким, не превышая в 2008-2012 годах 2-3%. В результате, хотя число застрахованных в 2013 году и достигло, по предварительным данным, двух миллионов человек, но это всего 1/23 от реальной емкости рынка.
Еще один серьезный вопрос - уровень выплат. Медицинское страхование - весьма убыточный вид деятельности: в 2012 году этот показатель составлял 76%, за 9 месяцев 2013-го - почти 72%. Почему? ДМС - самый трудоемкий вид страхования (большие временные затраты на урегулирование обращения и построение обслуживания) и одновременно самый затратный и наименее рентабельный из-за содержания ассистанса (штат квалифицированных врачей по Украине, телефония, автоматизация, страховые кабинеты и пр.) и имеет самый высокий уровень выплат вследствие высокой обращаемости.
-Однако вместе с тем компании достаточно охотно занимаются медстрахованием...
=Конечно, ведь рынок ДМС характеризуется как очень популярный продукт среди соискателей на рабочее место, потому что именно его хотели бы видеть граждане в социальном пакете от работодателя. Но, к сожалению, уровень проникновения ДМС на рынке страхования в Украине составляет всего 3% - менее 10% от активного трудоспособного населения страны.
Эту ситуацию можно было бы изменить, если бы были приняты предложения, разработанные в 2010 г. рабочей группой ЛСОУ по изменению в налоговом законодательстве в части ДМС.
В настоящее время развитие медстрахования особо актуально в Украине, поэтому Страховое общество «Ильичевское» намерено инициировать перед ЛСОУ, профильным Комитетом Верховной Рады Украины рассмотрение ранее наработанных предложений, принятие которых позволит этот социальный вид страхования поднять на более высокий уровень.
-Какие это имеет последствия для рынка?
=Есть два пути развития добровольного медицинского страхования в Украине. Первый - захват доли рынка путем необоснованного снижения тарифов без учета рентабельности и последствия убытков; второй - с учетом рентабельности (принятие общих стандартов покрытия и обслуживания, контроль наполнения программ страхования и качества работы врачей). К сожалению, некоторые довольно крупные украинские компании пошли именно по первому пути и работают с уровнем выплат свыше 85-90%, а несколько - от 110 до почти 200%. Наши расчеты (а «Ильичевская» занимается ДМС с 2005 года) показывают, что при уровне выплат в 72% возможная прибыль не превысит 3% от объема страховых платежей. При уровне выплат от 75% и выше мед-страхование становится убыточным.
-Какова структура расходов страховой компании по добровольному медицинскому страхованию?
=Если брать выплаты на уровне 72% и прибыльности в 3%, то расходы следующие. Затраты на ведение дела можно условно поделить на такие составляющие: около 9% - средний размер комиссионного вознаграждения по портфелю; 8% - содержание собственного ассистанса (работа с внешним ассистансом увеличит расходы до 27% и более); около 5% составят затраты поддерживающих подразделений, 3% - налог.
-Компании как-то реагируют на эту ситуацию?
=Некоторые страховые компании стремятся исправить ситуацию любой ценой, тем самым усугубляя свое состояние и состояние рынка в целом. Эти же компании (7 из 8 в 2013 году) нарушали требование законодательства и по ОСАГО, задерживая сроки выплат возмещений клиентам более чем на 90 дней. Если у компании уровень выплат выше 75%, то рентабельность портфеля регулируют за счет других видов страхования или «залазят в карман» акционеров.
Причин может быть несколько:
? осознанный демпинг или некачественная работа андеррайтера при оценке риска;
? несоблюдение условий договора - «повышенная лояльность» при урегулировании случаев, например оплата МРТ при остеохондрозе;
? недостаточно обученные врачи-координаторы;
? некачественная работа с клиниками по полипраг-мазии (одновременное, часто необоснованное назначение многих лекарственных средств или лечебных процедур).
Последнее встречается достаточно нередко, хотя большинство практикующих врачей знают: назначение более трех препаратов или процедур может привести к непредсказуемым результатам.
Есть и еще ряд уловок для снижения уровня выплат: введение скрытых ограничений в договора страхования; урегулирование страхового события «с прицелом на отказ»; быстрое наращивание платежей за счет демпинга; резкое повышение тарифов (как следствие, падение платежей усугубляет ситуацию - уровень выплат растет).
Вместе с тем должен отметить, что в 2013 году наметилась положительная тенденция к снижению количества убыточных СК в ТОП-20.
-Как клиенты реагируют на это?
=Наблюдается отток клиентов из компаний с уровнем выплат более 75% в связи с неудовлетворенностью условиями сотрудничества при необходимости экономии средств. Люди переходят в компании с более низким уровнем выплат, но покупают ту же услугу по более высокой цене.
=К тому, что рано или поздно компании принимают вынужденные меры, а именно: сокращение расходов на выплаты и персонал; введение режима жесткой экономии расходов. При этом сотрудники клиента недовольны обслуживанием и не пролонгируют договоры; при отказе от пролонгации или разрыве договоров страхования негативная информация попадает на рынок. Это приводит к следующим последствиям:
? компании задерживают платежи в клиники,
? лечебные учреждения плохо обслуживают клиентов или не обслуживают вообще,
? растет нагрузка на сотрудников, ухудшается качество и оперативность работы,
? страховые компании не идут на компромиссные выплаты, что ведет к снижению лояльности клиентов,
? возникают проблемы у лиц, принимающих решения;
? падает объем платежей, растут выплаты - ситуация ухудшается;
? страдает имидж и авторитет страховщика.
-Группа компаний «Ильичевская» работает на рынке ДМС около 10 лет. Что из своего опыта Вы можете предложить рынку??
=Нами разработан и активно применяется целый ряд мероприятий для того, чтобы компания работала с прибылью, а клиентов устраивали предоставляемые услуги. Был создан трехуровневый контроль качества сервиса: мониторинг каждого факта закрытия страхового случая, постоянный сбор и анализ статистики качества предоставляемых услуг, независимый опрос клиентов по уровню удовлетворенности и формирование так называемого «черного списка» врачей.
Мы также проанализировали деятельность компаний с целью регулирования рентабельности и повышения качества медицинского страхования. Проводя выборку, оценивали так называемую потребительскую корзину стоимости услуг и медикаментов, в которую вошли аптечные цены и консультационные тарифы, инструментальные методы исследований, затраты на вызов врача на дом. Еще раньше внедрили контроль над ежемесячными выплатами с учетом специфики регионов.
В результате использования анализа потребительской корзины мы получили возможность корректировать цену продукта, использовать андеррайтинговую политику при анализе рисков, проводить целенаправленную работу со скидками с лечебно-профлакти-ческими учреждениями, перенаправлять поток застрахованных лиц в ЛПУ с более низким приростом. Отмечу, что при работе с медучредениями у нас сформировались «золотой» (оценки «супер», «хорошо», «норма») и «черный» (оценка «плохо») списки ЛПУ и врачей.
=Совершенно верно. По факту закрытия страхового случая проводится исследование качества собственных услуг по ДМС. Суть его проста: застрахованного, который обращался за медпомощью, в телефонном режиме просят ответить на три вопроса и оценить по пятибалльной шкале работу врача-координатора, лечащего врача и медицинского учреждения.
В итоге за 10 месяцев 2013 года 88% опрошенных оценили работу медучреждения и лечащего врача на «5» (наивысший балл), 91% - работу врача-координатора также на «5». Добавлю, что мы постоянно мо-ниторим эти показатели и в случае их отклонения в минус от норматива (свыше 80%) разрабатываем план мероприятий и внедряем меры, направленные на повышение качества обслуживания.
Спасибо за интересную и содержательную беседу! Журнал «Банкиръ» желает Вам успехов в дальнейшей работе! "
Беседовали Юрий Петрович Гришан и Сергей Соколовский
Источник: http://bankir.kaktus.kiev.ua/
http://www.illichivska.com.ua/