+38 (044) 222 96 73             +38 (098) 311 24 76
+38 (063) 352 51 15             +38 (099) 085 58 28

Инфострах Hub
Автострахование   |   Имущество   |   Туризм   |   Здоровье   |   Ответственность   |   Обязательное страхование   |   Финансовые риски

Рынок медицинского страхования

24 апреля 2014

Проблемы здравоохранения приобрели в Украине масштабы национальной социальной катастрофы.

Периодически затеваемые в разных регионах эксперименты ввиду остаточного принципа бюджетного финансирования так и остались нереализованными планами.

Интерьвю с директором СО Ильичевское Юрием Петровичем Гришаном.

"-Юрий Петрович, Вы признанный специалист в об­ласти ДМС. Почему этот социально значимый вид страхования развивается недостаточными темпами?

=Причин несколько. Если проанализировать динамику рынка с 2005 года, то (кроме как в 2009-м, когда рынок по известным причинам несколько сузился) она была ста­бильно позитивной: росли и страховые платежи, и выпла­ты. Но уровень проникновения ДМС был и остается до­статочно низким, не превышая в 2008-2012 годах 2-3%. В результате, хотя число застрахованных в 2013 году и достигло, по предварительным данным, двух миллионов человек, но это всего 1/23 от реальной емкости рынка.

Еще один серьезный вопрос - уровень выплат. Меди­цинское страхование - весьма убыточный вид деятель­ности: в 2012 году этот показатель составлял 76%, за 9 месяцев 2013-го - почти 72%. Почему? ДМС - самый тру­доемкий вид страхования (большие временные затраты на урегулирование обращения и построение обслужива­ния) и одновременно самый затратный и наименее рен­табельный из-за содержания ассистанса (штат квалифи­цированных врачей по Украине, телефония, автоматиза­ция, страховые кабинеты и пр.) и имеет самый высокий уровень выплат вследствие высокой обращаемости.

-Однако вместе с тем компании достаточно охотно занимаются медстрахованием...

=Конечно, ведь рынок ДМС характеризуется как очень популярный продукт среди соискателей на рабочее место, потому что именно его хотели бы видеть гражда­не в социальном пакете от работодателя. Но, к сожале­нию, уровень проникновения ДМС на рынке страхова­ния в Украине составляет всего 3% - менее 10% от ак­тивного трудоспособного населения страны.

Эту ситуацию можно было бы изменить, если бы были приняты предложения, разработанные в 2010 г. рабочей группой ЛСОУ по изменению в налоговом за­конодательстве в части ДМС.

В настоящее время развитие медстрахования осо­бо актуально в Украине, поэтому Страховое общество «Ильичевское» намерено инициировать перед ЛСОУ, профильным Комитетом Верховной Рады Украины рас­смотрение ранее наработанных предложений, приня­тие которых позволит этот социальный вид страхова­ния поднять на более высокий уровень.

-Какие это имеет последствия для рынка?

=Есть два пути развития добровольного медицинско­го страхования в Украине. Первый - захват доли рынка путем необоснованного снижения тарифов без учета рентабельности и последствия убытков; второй - с уче­том рентабельности (принятие общих стандартов по­крытия и обслуживания, контроль наполнения программ страхования и качества работы врачей). К сожалению, некоторые довольно крупные украинские компании пошли именно по первому пути и работают с уровнем выплат свыше 85-90%, а несколько - от 110 до почти 200%. Наши расчеты (а «Ильичевская» занимается ДМС с 2005 года) показывают, что при уровне выплат в 72% возможная прибыль не превысит 3% от объема страхо­вых платежей. При уровне выплат от 75% и выше мед-страхование становится убыточным.

-Какова структура расходов страховой компании по добровольному медицинскому страхованию?

=Если брать выплаты на уровне 72% и прибыльности в 3%, то расходы следующие. Затраты на ведение дела можно условно поделить на такие составляющие: около 9% - средний размер комиссионного вознаграждения по портфелю; 8% - содержание собственного ассис­танса (работа с внешним ассистансом увеличит расхо­ды до 27% и более); около 5% составят затраты под­держивающих подразделений, 3% - налог.

-Компании как-то реагируют на эту ситуацию?

=Некоторые страховые компании стремятся испра­вить ситуацию любой ценой, тем самым усугубляя свое состояние и состояние рынка в целом. Эти же компа­нии (7 из 8 в 2013 году) нарушали требование законо­дательства и по ОСАГО, задерживая сроки выплат воз­мещений клиентам более чем на 90 дней. Если у ком­пании уровень выплат выше 75%, то рентабельность портфеля регулируют за счет других видов страхова­ния или «залазят в карман» акционеров.

Причин может быть несколько:

?   осознанный демпинг или некачественная работа андеррайтера при оценке риска;

?   несоблюдение условий договора - «повышенная лояльность» при урегулировании случаев, напри­мер оплата МРТ при остеохондрозе;

?   недостаточно обученные врачи-координаторы;

?   некачественная работа с клиниками по полипраг-мазии (одновременное, часто необоснованное на­значение многих лекарственных средств или лечеб­ных процедур).

Последнее встречается достаточно нередко, хотя большинство практикующих врачей знают: назначение более трех препаратов или процедур может привести к непредсказуемым результатам.

Есть и еще ряд уловок для снижения уровня выплат: введение скрытых ограничений в договора страхова­ния; урегулирование страхового события «с прицелом на отказ»; быстрое наращивание платежей за счет демпинга; резкое повышение тарифов (как следствие, падение платежей усугубляет ситуацию - уровень вы­плат растет).

Вместе с тем должен отметить, что в 2013 году на­метилась положительная тенденция к снижению коли­чества убыточных СК в ТОП-20.

-Как клиенты реагируют на это?

=Наблюдается отток клиентов из компаний с уров­нем выплат более 75% в связи с неудовлетворен­ностью условиями сотрудничества при необходимости экономии средств. Люди переходят в компании с бо­лее низким уровнем выплат, но покупают ту же услугу по более высокой цене.

-Вы неоднократно упомянули проблему демпинга на рынке. К чему это приводит?

=К тому, что рано или поздно компании принимают вынужденные меры, а именно: сокращение расходов на выплаты и персонал; введение режима жесткой эко­номии расходов. При этом сотрудники клиента недо­вольны обслуживанием и не пролонгируют договоры; при отказе от пролонгации или разрыве договоров страхования негативная информация попадает на ры­нок. Это приводит к следующим последствиям:

?   компании задерживают платежи в клиники,

?   лечебные учреждения плохо обслуживают клиентов или не обслуживают вообще,

?   растет нагрузка на сотрудников, ухудшается качест­во и оперативность работы,

?    страховые компании не идут на компромиссные вы­платы, что ведет к снижению лояльности клиентов,

?    возникают проблемы у лиц, принимающих решения;

?    падает объем платежей, растут выплаты - ситуация ухудшается;

?    страдает имидж и авторитет страховщика.

-Группа компаний «Ильичевская» работает на рынке ДМС около 10 лет. Что из своего опыта Вы можете предложить рынку??

=Нами разработан и активно применяется целый ряд мероприятий для того, чтобы компания работала с прибылью, а клиентов устраивали предоставляемые услуги. Был создан трехуровневый контроль качества сервиса: мониторинг каждого факта закрытия страхо­вого случая, постоянный сбор и анализ статистики ка­чества предоставляемых услуг, независимый опрос клиентов по уровню удовлетворенности и формирова­ние так называемого «черного списка» врачей.

Мы также проанализировали деятельность компа­ний с целью регулирования рентабельности и повы­шения качества медицинского страхования. Проводя выборку, оценивали так называемую потребитель­скую корзину стоимости услуг и медикаментов, в ко­торую вошли аптечные цены и консультационные та­рифы, инструментальные методы исследований, за­траты на вызов врача на дом. Еще раньше внедрили контроль над ежемесячными выплатами с учетом спе­цифики регионов.

В результате использования анализа потребитель­ской корзины мы получили возможность корректиро­вать цену продукта, использовать андеррайтинговую политику при анализе рисков, проводить целенаправ­ленную работу со скидками с лечебно-профлакти-ческими учреждениями, перенаправлять поток застра­хованных лиц в ЛПУ с более низким приростом. Отмечу, что при работе с медучредениями у нас сформирова­лись «золотой» (оценки «супер», «хорошо», «норма») и «черный» (оценка «плохо») списки ЛПУ и врачей.

-Но этим работа с клиентами, насколько я знаю, не ограничивается?

=Совершенно верно. По факту закрытия страхового случая проводится исследование качества собствен­ных услуг по ДМС. Суть его проста: застрахованного, который обращался за медпомощью, в телефонном режиме просят ответить на три вопроса и оценить по пятибалльной шкале работу врача-координатора, ле­чащего врача и медицинского учреждения.

В итоге за 10 месяцев 2013 года 88% опрошенных оценили работу медучреждения и лечащего врача на «5» (наивысший балл), 91% - работу врача-коорди­натора также на «5». Добавлю, что мы постоянно мо-ниторим эти показатели и в случае их отклонения в минус от норматива (свыше 80%) разрабатываем план мероприятий и внедряем меры, направленные на повышение качества обслуживания.

Спасибо за интересную и содержательную беседу! Журнал «Банкиръ» желает Вам успехов в даль­нейшей работе! "

Беседовали Юрий Петрович Гришан и Сергей Соколовский

Источник:  http://bankir.kaktus.kiev.ua/

                  http://www.illichivska.com.ua/

Подписывайтесь на новости ИНФОСТРАХ Hub в соцсетях Facebook и ВКонтакте.

^ Наверх